delirium

19.8.2023
-
24.9.23

В проекте delirium Антон Кушаев обратился к каноническому мотиву – натюрморту с цветком, распад которого зафиксировал в галлюцинаторно-сновидческой сценографии, вбирающей в себя сетку аллюзий на послевоенный модернизм, неоготическую эстетику и принципы крюотического театра, стремившегося предельно приблизить опыты проживания пограничных состояний. В рамках выставки представлены новые работы художника — холсты и графика.

Ассоциирование цветка с раной – след надлома, оставленного опытом Первой мировой, – общее место в художественном мифе сюрреализма. Нюансированный символизм, позволяющий облечь травму в визуальную форму, присущ и Кушаеву. Делирий – расстройство сознания, вызывающее искажения в восприятии действительности, аффективные нарушения и навязчивые состояния – всегда вызван ситуацией разрыва в полотне рационального хода событий. Привычки повседневности с её магическим повторением ритуалов прерываются сбоем, ошибкой, поломкой, запускающейновый порядок, одержимый собственной логикой. Процесс возникновения такой параллельной альтернативной монотонности – сценарий нарушения знакомого пространства координат – зафиксирован в живописных и графических работах Кушаева, раскладывающего его на четыре такта: столкновение, оцепенение, разрушение, трансформация.

 

Пунктир этого черно-белого нарратива вращается вокруг образа обнажившегося знания,меняющего природу вещей. Он возвращает нас к кругу канонических вопросов ограницах видимого и этике видения, о риске зрения и опыте блуждающего взгляда. Траектории его жизни, предполагающей откровение и преображение, Кушаев фиксирует в сухих терминах религиозного искусства, последовательно выстраивая свое повествование,как это принято в иконописной традиции. Но не менее значим и подстрочный диалог художника с классиками советского неофициального искусства, в котором наравных сосуществуют скульптурная экспрессивность Эрнста Неизвестного иразвоплощение видимого мира Михаила Шварцмана – агрессивная материальность чувственного и сакральная хрупкость возвышенного. Испытание, проверка подлинности вещественного мира и его диагностика – первоначальные вводные данные для открытия формулы исцеления.


Мария Доронина

Фотографий выставки пока нет.
Наверх