rus eng

Все кочевники

Алмагуль Менлибаева, Гульнур Мукажанова, Саид Атабеков

23.04.2015 - 30.05.2015




Выставка «Все кочевники» посвящена центральной проблеме искусства Казахстана последних десятилетий — национальной идентичности, определению своей творческой, этической, политической, культурологической позиции в изменившемся в результате известных относительно недавних исторических событий мире. Основная задача кураторов выставки «Все кочевники» — представить актуальный срез казахстанской арт-сцены, нынешнее состояние современного искусства в стране.

Вообще, современное искусство Казахстана — явление, не очень активно в последние годы представляемое на российской художественной сцене. Перестроечные годы, казалось бы, заметно поколебали нерушимую дружбу народов и выстроили совершенно иную логику реализации геополитических интересов в творческой среде, когда московский и алма-атинский художники скорее встретятся где-нибудь на вернисаже в Страсбурге или Барселоне, нежели в мастерской на родине одного из них.

Выставка маркирует совершенно новую и только набирающую обороты тенденцию в российском арт-истеблишменте — интерес к искусству ближайших соседей, попытки заново выстроить контакты и зоны взаимодействия, рекуперировать «черные дыры» постсоветской психогеографии, наконец, вывести на российскую сцену новые, доселе малоизвестные, но очень достойные имена. Тема «поисков утраченного времени» особенно актуальна в связи с казахстанским современным искусством эпохи суверенитета. Проблема радикальных социально-политическим перемен ХХ века отдается в коллективном творческом сознании «фантомной болью». Поиски новой национальной идентичности через преодоление, превозмогание опыта недавнего прошлого — процесс, особенно характерный для тех стран и территорий, где этот недавний опыт был ощутимо травматичен для собственного, локального, национального самоосознания.

Художники Казахстана сегодня устремляют свои помыслы к некоей ментальной воображаемой территории, где «исконно казахское» (кочевническое, степное, азиатское, шаманское, мистическое) начинает изъясняться языком и применять стратегии западного contemporary art, но при этом с сильным «акцентом» советского художественного канона.Такой сложнейший конгломерат разнонаправленных художественных тенденций и представлен московскому зрителю на выставке «Все кочевники».

Кураторы объединяют в одном пространстве художников нескольких поколений: от «прародителей» казахстанского contemporary art (основателей легендарной группировки «Кызыл-Трактор» Молдакула Нарымбетова и Абилсаида Атабекова,а также Георгия Трякина-Бухарова) и признанных классиков с солидным «послужным списком», с кем – уже традиционно – впервую очередь ассоциируется искусство Казахстана сегодня (Алмагуль Менлибаевой, Ербосына Мельдибекова, Сауле Сулейменовой, Рашида Нурекеева и т.д.), до мастеров нового поколения, недавно вышедших на сцену («кызыл-тракториста»«нового созыва» Сырлыбека Бекботаева, Бахыт Бубикановой, Гульнур Мукажановой и др.). Свое название выставка получила благодаря работе Сергея Бердника «Все кочевники» 2003 года, представляющей специфический и уникальный сплав художественных традиций. Именно о сплавах – глубинной национальной идентичности с глобалистскими веяниями,азиатского с европейским, кочевнического с постиндустриальным, ислама с язычеством, советской ментальности с капиталистическим укладом – и повествуют участники выставки, а кураторы, отбирая те или иные работы, стремятся одновременно воссоздать и развеять мифы о сегодняшнем искусстве Казахстана.